Ты пришёл в компанию, где один из присутствующих – человек в инвалидной коляске. А у тебя пока нет такого опыта общения, и ты теряешься, не понимаешь, как с ним себя вести... Как быть?
Есть хороший способ, называется «рот и язык». Открываешь рот и говоришь что-то вроде:
«Здравствуй! Меня зовут Вася. А тебя? Я здесь знаком с Люсей и Николаем, я с ними вместе работаю. А ты как попал в эту компанию? А, ты брат Оли! Здорово!»
Если общение продолжается, задавай те же вопросы, которые ты задавал бы и любому другому человеку:
«Чем ты занимаешься? Что читаешь? Чем увлекаешься? Я тебе не сильно надоедаю?
Может, тебе тогда чайку принести и отстать от тебя? Окей, но, если что, я рядом».
Не нужно квохтать наседкой, Не нужно пытаться подкатывать к нему с позиции «сверху», мол, «я сильнее», или с позиции «снизу», мол, «приказывай, я всё исполню». Общаться с человеком в инвалидном кресле надо так же, как с самым обычным человеком.
В нашем обществе случаются две крайности: кто-то пялится на людей с инвалидностью, как на диковинку, а кто-то делает вид, что их не существует. На самом деле не нужно ни смотреть на них, как на каких-то инопланетян, ни игнорировать. Он есть – этот человек. Он – часть нашего мира.
Но в то же время нужно понимать, что это – человек с ограниченными возможностями, то есть он с чем-то может не справиться без поддержки другого. Если ты отзывчив, просто будь внимательнее – вдруг понадобится твоя помощь.
2. Ты готов помочь человеку с ограниченными физическими возможностями, но не знаешь, как правильно это сделать?
Оцени ситуацию: растерян этот человек и напряжён или же спокоен и уверен. Задай простой вопрос: «Могу ли я вам чем-нибудь помочь?». И дождись ответа. Не нужно бросаться «спасать», не спрашивая.
Человек может быть этим обижен и оскорблён, ведь вполне возможно, что он и сам справляется. Дай возможность ему самому принять решение, нужна помощь или не нужна. Верни ему власть над его жизнью в его руки.
Да, инвалидность – это не такое отличие, как, например, между правшами и левшами… Но вспомните известного миллионера Ника Вуйчича, у которого от рождения нет ни рук, ни ног. При этом он прекрасный семьянин, у него есть дети. Он писатель, меценат и мотивационный оратор.
Да, у него ограниченные возможности. Но он успевает и делает больше, чем иные люди с полным комплектом конечностей.
Мы никогда не знаем, что за человек едет в инвалидной коляске, кто идёт в тёмных очках и с тросточкой. Может быть там Эзоп или Эйнштейн нашего времени. Поэтому не стоит недооценивать человека и играть в какие-то искусственные игры.
Страх нашего неумелого общения с такими людьми связан ещё и с тем, что мы в принципе боимся непохожих на нас. Лысая женщина, мужчина в килте… Малейшая странность, и мы сразу делаем стойку. Мы не признаём инаковость другого человека.
Признай, что все люди на этой планете разные. И будь в контакте. Надо спрашивать человека. Надо выслушивать ответ. Надо прислушиваться к пожеланиям. Если сказали «спасибо, я справляюсь» – не лезь.
3. А что, если возникла другая крайность? Например, люди с инвалидностью начинают требовать от тебя большего внимания, чем ты способен дать, надеяться на какие-то действия, непосильные для тебя. И ты «ловишь» когнитивный диссонансик: «Я же обязан помочь, он слабее и нуждается… Но я не хочу, не готов, не осилю…». Как справиться с муками совести?
Нужно понимать, что люди в принципе бывают с разным уровнем психологического развития. Кто-то и вне инвалидности живёт с ощущением «мне все всё должны».
Но ведь ты или условный случайный прохожий Петя совершенно ни при чём, это не ваша вина, что с человеком что-то приключилось, что он не такой, как все.
И ты или условный Петя в чём-то могут помочь, а в чём-то не могут. Возможно, не могут физически, возможно, материально. Возможно, ты в этот момент вообще занят помощью кому-то другому (малоимущей соседке, собачьему приюту, собственным родителям…), и это поглощает все твои ресурсы.
Тут очень полезен бывает трезвый ум. Нужно чётко оценить ситуацию.
«Грозит ли человеку с инвалидностью опасность? По силам ли мне помочь? Не нанесу ли я этой помощью вред своей жизни и своей семье? Могу ли я переадресовать просьбу о помощи другим людям или в другие инстанции?»
Важно не сажать человека себе на шею. Когда мы очень сильно помогаем кому-то, мы тем самым как будто лишаем его воли, как будто отбираем у него части энергии. Если ты делаешь что-то за кого-то, ты как бы проживаешь за него часть его жизни.
И ему уже не нужно осуществлять каких-то движений, прикладывать усилий. И в этот момент он немножечко разрушается интеллектуально и физически.
К этой ситуации как нельзя лучше подходит банальная фраза: вместо того, чтобы давать человеку каждый день рыбку, помоги ему приобрести удочку и научи ловить. Помочь человеку делать что-то самому, научить его самовыражаться, проявляться – вот это самая мощная помощь. Тем более, для человека с ограниченными возможностями.
Пример (из реальной жизни). Слабовидящая девочка любит вышивать. Ей можно помочь, обучив её навыкам вышивания, сходив с ней в магазин за нужными нитками. Но вышивать за неё не надо! Это она хочет, может и должна делать сама.
Или человек на инвалидной коляске мечтает общаться с людьми и научиться готовить кофе, тогда его непременно стоит записать в Школу инклюзивного бариста в Варшаве!
4. Как быть, если есть необходимость свести на нет слишком назойливое общение с человеком с психическими отклонениями?
При любом общении всегда нужно рассчитывать свои ресурсы, а в случае необходимости уметь выставлять границы. Ведь когда ты измождён, то можешь и сорваться.
В данном случае границы нужно пытаться выстраивать через какое-то доброе слово, через похвалу и теплоту. Например: «Вы такой прекрасный собеседник! Но мне очень жаль, у меня был утомительный день, я немножко устал и хотел бы сейчас полежать/поспать/помолчать/уйти домой. Спасибо вам за общение!»
Может получиться, а может и не получиться. С людьми с психическими отклонениями всё бывает по-разному. В этой ситуации очень важно не включаться эмоционально, понимая, что твои «взбитые» эмоции только усложнят ситуацию.
Как свести разговор на нет? Чуть реже отвечать. Не добавлять в разговор новых тем, давать короткие, закрытые ответы.
«А вы смотрели этот фильм?» – «Да».
Не надо отвечать: «Да, смотрела, но он мне не понравился». Или: «Я не помню». Словоохотливый собеседник мигом напомнит…
Инклюзивный блог
5. Слабовидящий человек идёт с палочкой, просит тебя о помощи, а ты совершенно не представляешь, как объяснить ему путь, например, без тактильного контакта. Что предпринять?
Опять же, нужно воспользоваться проверенным средством – языком. И спросить! Например: «Могу ли я вас взять под руку, чтобы проводить в нужное вам место?» Или: «Каким образом вам будет удобнее и понятнее, чтобы я пояснил?»
Дай возможность человеку объяснить, чего он от тебя хочет и как именно ему будет удобно получить помощь. Он ведь не грудной младенец. Но в то же время, это – живой человек, а не сахарница общего пользования на столе. Нужно признавать его личную территорию, зону его тела. И пересекать границу только с его согласия.
Не нужно посягать на власть человека над его жизнью, у него её и так чуть поменьше, чем у тебя. Сними с себя корону спасателя. Не нужно всё бросать и подхватываться: «Ой, да канешна, сейчас я вам помогу!»
Снизь градус. Чуть более по-бытовому, спокойно: «А давайте-ка я вам помогу. Потерялся? Ничего, сейчас найдёмся. Упал? Ничего, сейчас поднимемся, протрём коленку, всё будет хорошо».
Итак, друзья: больше спокойствия и больше принятия того факта, что все люди разные. Не принимайте на свой счёт чужое раздражение. Перед вами такой же человек, как и вы, просто со своими особенностями. Да, сложнее с людьми, у которых психические отклонения. А в остальных случаях вам понадобится просто тёплое внутреннее спокойствие.
Comentários